
13 ноября 2015 г. | Образование0
Статью хотелось бы начать с того, что уже не однократно слышала о закрытии интернатов, а для чего все это? Интернет трубит данными сообщениями. Как быть?
Основным документом, определяющим организацию образования в России, является Закон РФ «Об образовании», который определяет принципы государственной политики в сфере образования и устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Международные документы, принятые и ратифицированные государственными органами власти Российской Федерации, также провозглашают право каждого человека на образование (Конвенция о правах ребенка - 1989г.), запрещают дискриминацию в сфере образования (Конвенция ЮНЕСКО - 1969г.) и говорят не только о равном доступе инвалидов к образованию, но и о равном доступе в системе общего образования (Стандартные правила ООН), а также закрепляют руководящий принцип политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, который заключается в том, что «обычные школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности» и «создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей». С их подачи создание особых условий для обучения детей, нуждающихся в особых условиях по состоянию своего здоровья, стало трактоваться не как заботу о детях и осуществление их прав на образование, а дискриминацию и нарушение прав:
«Одним из основных положений Конвенции о правах ребёнка (1989) является уважение и обеспечение государствами-участниками Конвенции всех прав, предусмотренных в Конвенции, за каждым ребёнком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребёнка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
В рамках содействия выполнению Конвенции Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в партнёрстве со всеми заинтересованными сторонами поддерживает программы, целью которых является преодоление дискриминации, стремление создать для детей условия, помогающие справиться с существующими социальными барьерами, реализовать себя в обществе и жить полноценной жизнью, исходя из наилучших интересов ребёнка.
Поддержка программ по обеспечению социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, их равного доступа к образовательным услугам в детских садах и общеобразовательных школах, наравне с их сверстниками, является одним из направлений деятельности ЮНИСЕФ в России. Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребёнка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребёнка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью, — Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), представленной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа — это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Сейчас в регионах России идет закрытие школ коррекции. Подростки с особенностями развития переходят на другие формы обучения. Многие поступают в общеобразовательные школы. Дает ли класс коррекции таким детям полноценное образование? По статистике Министерства образования России, минимальное количество детей, которые постоянно нуждаются в коррекционной помощи– 1 млн. 6 тыс. человек. Но имеют возможность получить такую помощь лишь 500 тысяч. Однако, это -оптимистические данные. По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно от 2 млн. 500 тыс. до 3 млн. 500 тыс. временно или постоянно нуждаются в специальной педагогической поддержке. При этом стоит заметить, что абсолютное большинство (80-85проц.) этих детей не получают и не могут получить ее в обычной средней школе. Вот и считайте, примерно 2 – 3 миллиона детей у нас в стране нуждаются в коррекционном обучении постоянно или на какой-то срок, однако не имеют возможности удовлетворить эту потребность.
Кроме того, немаловажным для ребенка с отклонениями в развитии является установленный в коррекционных школах особый, щадящий режим – уменьшенная продолжительность занятий, сокращенное количество учеников, особым образом организованный режим труда-отдыха, усиленное питание и т. д.
Многие коррекционные школы работают в режиме школ-интернатов. Сейчас в обществе широко обсуждаются и «обсасываются» недостатки интернатных форм воспитания. Послушав голоса СМИ и так называемой «общественности» можно предположить, что во всех российских детских интернатных учреждениях работают исключительно садисты и маньяки, проводящие время в извращениях и издевательствах над детьми. Замалчиваются многочисленные примеры подлинного благородства, доброты и высокого профессионализма педагогов, посвящающих свою жизнь детям. Кроме того, работа коррекционных школ-интернатов построена по принципу «пятидневки». То есть в среду и в пятницу дети разъезжаются по домам. (На вечер среды и на выходные). Все остальные дни с детьми постоянно работают педагоги и специалисты. Подготовка домашних заданий, занятия со специалистами – врачами, логопедами и пр., внешкольные кружки и факультативы, самообслуживание и прочие занятия в школе-интернате способствуют комплексной реабилитации детей, формированию учебной и трудовой деятельности, созданию механизмов компенсации не только дефектов здоровья, но и решению множества психологических проблем, свойственных «особым» детям. Скажу без преувеличения, коррекционная школа – это настоящая «дорога в жизнь» для многих и многих людей, судьба которых начиналась с большой и совсем недетской беды.
Такие школы хороши тем, что дети учатся самостоятельности, раскрывают и развивают свои творческие способности, учатся находить общий язык с другими детьми, с которыми они будут постоянно контактировать. Классы обычно дружнее, потому, что знают друг друга наизусть, ведь проводят друг с другом большую часть своего времени. Дети также могут помогать одноклассникам с учёбой, что учит взаимовыручке.
Что касается однополых школ, плюсом является дисциплина, которая здесь соблюдается на высоком уровне. К тому же, ни для кого не секрет, что основными «умами» класса являются девочки. А мальчики себя проявить не могут, что порождает в них комплекс собственной неполноценности. А в школе, в которой будут учиться только мальчики, любой из них сможет достигнуть высот.
Ещё очень удобно то, что не нужно идти по улице, чтобы попасть на занятия. И не нужно носить с собой сменную обувь. Можно просто пройти по коридору и оказаться в учебном корпусе.
Но есть и минусы.
Домашние дети, попав сюда, будут тосковать. За учениками здесь практически нет присмотра, поэтому они могут поддаться дурному влиянию.
Дети должны учиться общаться с противоположным полом, что становится невозможным из-за учёбы в однополой школе. В итоге это может привести к проблемам морального поведения.
В России получение общего образования является обязательным, в связи, с чем как на образовательные учреждения, так и на родителей, возлагается обязанность обеспечить получение этого образования детьми, при этом законные представители ребенка имеют право выбирать формы обучения, образовательное учреждение.
В настоящее время реализация этих положений переходит в практическую плоскость. Официально, на государственном уровне признается право ребенка-инвалида на обучение в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Идеи интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заложены в новом Положении о дошкольном образовательном учреждении. В «Положении» четко определены группы детей подлежащих и не подлежащих интеграции.
Пытаясь реализовать право на образование, родители и ребенок с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Не все субъекты образовательного процесса готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом сами родители детей с ограниченными возможностями здоровья предпочитают интегрированному образованию обучение на дому, которое, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ‒ ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.
Решение проблемы совместного обучения детей с нарушенным и нормативным развитием в общеобразовательном учреждении требует не только формирования отношений между воспитанниками, но и создания определенных комфортных условий для учащихся всех категорий.
При этом министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба подчеркнула, что экономия — не главная причина закрытия малокомплектных школ.
— Речь вообще не идет об экономии на детях, — отметила она. — У нас на каждого ребенка есть норматив, который в любом случае придет за ним в любую школу. Вопрос — на что он будет потрачен: на количество заместителей директора и отдельную бухгалтерию или на зарплату учителю и на оборудование кабинета?
Теперь наша задача — создать в профобразовании работающую систему с обязательной завязкой на работодателя.
Злата Горькая
Источник: www.simcat.ru
Комментарии:
Популярное за неделю
Архив новостей:


