Рейтинг@Mail.ru
5
мая

Ульяновск, 18.01.2024, День

-13...-15
малооблачно
без осадков
Ветер: Ю/З, 1 - 3 м/с
Давление: 752 мм.р.с.
Влажность: 77-79%

Курсы валют (ЦБ РФ)

Курсы
USD
EUR
18.01.2024
88.3540
96.0531
Разница
-1.3343
-3.1388

25 марта 2009 г. | Разное0

Каким образом обеспечить получение качественного общего образования на селе? Как избежать ошибок при оптимизации сельских школ? Существует ли идеальная модель оптимизации? Все эти вопросы стали предметом пристального изучения и обсуждения в ходе парламентских слушаний, которые состоялись 12 марта в Москве в комитете Государственной Думы по образованию под председательством Григория Балыхина. Ульяновскую область на слушаниях представляла депутат-единоросс ЗСО, победитель конкурса "Учитель года России-2006" Екатерина Уба.
  


   Тема слушаний, - пояснила Екатерина Владимировна, - обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности. В них приняли участие более 200 специалистов из разных регионов России - это депутаты ГосДумы, региональных законодательных собраний, представители Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, учёные и учителя сельских школ. Проведение столь представительного форума свидетельствует о том, что проблема развития сельских школ находится в центре внимания всех уровней власти, хотя порой положительные сдвиги не так заметны. И все участники слушаний в один голос говорили о сложном положении сельских школ. Приведу для иллюстрации официальные данные Министерства образования РФ, сегодня две трети школ страны находятся в сельской местности, и только за прошлый учебный год было закрыто 2600 сельских школ. И тому есть ряд причин - малокомплектные сельские школы не обеспечиваются достаточными средствами на содержание и ремонт школьных зданий, на закупку нового оборудование, и в целом на обновление материально-технической базы учебного заведения. Бюджет просто не может "потянуть" такого количества сельских школ, которые в большинстве своем "загружены" на 10 - 20 процентов. А введение нормативного (подушевого) финансирования учебных заведений может только ухудшить их положение, ведь чем меньше учеников в школе, тем ниже уровень её финансирования. В итоге страдает качество образования в сельских школах, признаемся - зачастую оно не соответствует требованиям государственного стандарта. Отсюда и наша главная задача - обеспечить получение качественного общего образования на селе, создать равные образовательные возможности для сельской и городской молодёжи. И помочь тем школам, которые внедряют современные инновационные методы обучения, тем школам, которые дают своим ученикам хорошие знания и "стартовые возможности" в жизни.
   Оптимизация как антикризисная мера
   Эту задачу начали решать задолго до кризиса, необходимость и неотложность её решения назрела давно - во многих сельских школах острый дефицит квалифицированных кадров, нехватка учителей-предметников, отсутствие современной компьютерной техники, предельно устаревшее школьное оборудование и ветхие здания школ, угрожающие безопасности, а зачастую - и жизни детей. Именно поэтому ещё семь лет назад 18 российских регионов запустили процесс реструктуризации (её ещё называют оптимизацией) сельских школ. То есть решили сокращать число малых сельских школ путем создания более крупных образовательных центров с новейших оборудованием, полным комплектом учителей-предметников и обеспечения доставки к ним учащихся. Эта реформа в сфере образования не проходит гладко, "немало наломано дров": школы ликвидируются - сельские учителя теряют работу, зачастую детей сложно возить в новую школу, так как многие дороги "разбиты", да и у родителей прибавилось забот и переживаний, ведь ребёнок уезжает учиться за много километров от дома.
   Наша область вошла в программу оптимизации много позже и у нас есть уникальная возможность учиться на ошибках других и не повторять их. В основу оптимизации должен быть положен не принцип экономии, а принцип разумности. Цель состоит не в том, чтобы сэкономить бюджетные деньги, закрыв школу, а в том, чтобы направить дополнительные средства на финансирование наиболее передовых школ в самых перспективных селах. Стала расхожей фраза - "если нет школы - нет села". Но она не совсем верна. Нужно учитывать полностью социально-экономическую ситуацию. Специалисты считают, что села нет тогда, когда в нем нет, прежде всего, фермы (крепкого хозяйства). Там, где удалось сохранить сельхозпроизводство, там, где демографическая ситуация выправляется, необходимо во чтобы то ни стало сохранить школу. По сути, в нынешних условиях оптимизация призвана стать антикризисной мерой, направленной на повышение уровня и качества образовательных услуг сельских школ, на обновление их материально-технической базы, на модернизацию всего учебного процесса.
  
   Универсальных рецептов оптимизации - нет
   Конечно универсальных рецептов оптимизации - нет. Выработан целый ряд альтернативных способов решения проблем сельского образования: это и внедрение системы дистанционного образования (что, в свою очередь, потребует создания специальных конференц-классов, оборудованных по последнему слову техники), и модели "выездной учитель" (когда детям не приходится добираться за много километров в школу, а сам учитель-предметник приезжает в отдаленное село), и создание социокультурных комплексов (включающих в себя библиотеку, школу, детский сад, оснащенных компьютерами, подключенными к сети Интернет). Кстати, один из лучших подобных социокультурных центров у нас в регионе создан и успешно работает с 2007 года в Димитровграде на базе средней школы 19. Здесь просторные классы, оснащенные современным оборудованием, пять спортивных залов для занятий футболом, волейболом, боксом, каратэ, гимнастикой. Ребята по своему усмотрению решают, заниматься им фитнесом, хореографией или каким-нибудь видом единоборств. Здесь же дети могут заниматься лечебной физкультурой, восстанавливать и укреплять свое здоровье. Этот социокультурный центр стал первым не только в Ульяновской области, но и в России. Вот яркий пример того, как следует проводить оптимизацию.
   Ещё одним возможным способом решения проблемы может стать создание базовых сельских школ и транспортных схем доставки учащихся; объединение образовательных учреждений. Например, уже в этом году процесс объединения коснулся двух школ Карсунского района. Одна из них фактически вошла в состав другой. Так, до недавнего времени в Потьминской средней школе этого района учились лишь 25 ребят, и это при том, что здание вполне может вместить 190 учеников. С 16 февраля всех их перевели в школу соседнего села Вальдиватское, где уровень образования на порядок выше. В последнее время в Потьминской школе было всего четыре педагога, трое из них работали по совместительству. Например, русский язык преподавал учитель начальных классов. Когда ЕГЭ по русскому предстоит сдавать всем выпускникам, отдавать ведение предмета неспециалисту - недопустимое решение. В Вальдиватской же школе есть все учителя-предметники. Родители школьников новость о переводе встретили с пониманием, более того, некоторые из них сами настаивали на объединении школ, они осознают, что будущее их детей напрямую зависит от того, какое образование те смогут получить в школе. Что же касается закрытой школы, то её здание пустовать не будет. В ближайшее время в Потьме появится социокультурный центр, который соберёт под своей крышей ФАП, библиотеку и сельский клуб.
  
   Развивая школу - возрождаем село
   Подчеркиваю, что положительных результатов можно добиться только в ходе совместной работы муниципальных администраций, органов управления образованием, педагогических коллективов и родителей. И сам процесс оптимизации должен проходить с учётом потребностей и возможностей конкретного села, и в первую очередь - необходимо учитывать мнение учеников и родителей. Если этого не сделать, то жди серьёзных неприятностей.
   Приведу в качестве примера недавние события вокруг средней школы в селе Теньковка Карсунского района. Там власти решили с 1 апреля, во время учебного года, перевести учащихся в другую школу. Это вызвало закономерное возмущение родителей. Тем более, что с ними не посоветовались. А ведь теньковская школа, хотя и является малочисленной, но дает хорошее образование, да и само здание школы находится в прекрасном состоянии. Школа-то перспективная. И в данном случае нельзя торопиться с принятием окончательного решения, необходимо выслушать мнение всех заинтересованных сторон, "не рубить с плеча", ведь главный показатель оптимизации - не количество сокращённых школ (как думают некоторые чиновники на местах), а повышение доступности и уровня образования в сельских школах. И важно помнить, что любое решение о дальнейшей судьбе сельской школы может быть принято только с согласия самих сельчан, на сельском сходе. Потому что, развивая школу - мы возрождаем село.
  

Источник: www.simcat.ru

Комментарии:

Популярное за неделю

02 мая 2024 г. | Наука0

Экологические изыскания для проектирования

Экологические изыскания для проектирования

03 мая 2024 г. | Общество0

Как через интернет выбрать офис для покупки?

Выбор офиса для покупки

Архив новостей: