Рейтинг@Mail.ru
26
апреля

Ульяновск, 19.01.2024, Утро

-5...-7
пасмурно
без осадков
Ветер: Ю/В, 5 - 7 м/с
Давление: 745 мм.р.с.
Влажность: 76-78%

Курсы валют (ЦБ РФ)

Курсы
USD
EUR
18.01.2024
88.3540
96.0531
Разница
-1.3343
-3.1388

23 сентября 2015 г. | Культура0

В московском издательстве “Русский Гулливер” вышла книга ульяновского поэта Галы Узрютовой “Обернулся, а там – лес”. “Узрютова — один из самых «безумных» поэтов в своем поколении. К счастью, это «контролируемое безумие», – пишет в предисловии к книге поэт Вадим Месяц. Мы прочитали книгу и решили задать автору, считающему поэзию животным инстинктом, несколько вопросов, в том числе о том, как жизнь в Ульяновске влияет на поэзию.
  - Расскажи о книге
  
  - Книга вышла по итогам премии “Русского Гулливера-2014″, посвященной поиску нового звуку в поэзии. отправила на конкурс рукопись книги «Обернулся, а там — лес», которая вошла в шорт-лист номинации “Поэтическая рукопись” и стала лауреатом в номинации “Специальная премия”, что предполагало выпуск книги. Книга состоит из трех частей: «В лес», «Из леса» и «Песни, доносящиеся из леса». «Лес» — это стихи из живота, первобытное, животное. «Из леса» — стихи из ума, когда люди вышли из леса, появились другие инстинкты. А “Песни, доносящиеся из леса” – это пограничное такое состояние, которое возникает как зов, и он всегда есть этот зов. Как символ этого зова – знак уровня телефонного сигнала на обложке, только он не из палочек, как на мобильном, а из деревьев. Рада, что книга вышла именно в “Русском Гулливере”: мне близок подход его участников к слову и поэзии в частности.
  
  “Это не лирическая поэзия, утверждающая уникальность личного существования. Мы имеем дело с какой-то более древней формой творчества. Песня, заговор, мольба, молитва. Не стилизация, не имитация, а именно воссоздание жанра из материала сегодняшнего дня. Гала уходит в лес, слушает там песни леса и потом возвращается назад. Место возвращения не определено. Испания? Португалия? Аэропорт Хельсинки? Симбирск? Сестрорецк? Автор постоянно находится в своем мире и по существу никогда его не покидает. Она в нем родилась (выдумать такие вещи невозможно) и теперь этот мир обустраивает”, – говорит о поэтике Узрютовой Вадим Месяц в предисловии к книге и добавляет, что интонация — ключевое слово для понимания поэтики данного автора, “Чистота интонации. Четкость плача. Узнаваемость голоса”.
  
  - Почему ты считаешь поэзию животным инстинктом?
  
  - Можно сколько угодно упражняться в игре слов, в перестановке значений, но если текст не действует, то зачем он тогда? В этом плане очень важна физиология стихотворения: речь не только о ритме и звуке, ощущении на языке, но и о состоянии, в которое вводит текст. На мой взгляд, стихотворение не должно быть контролируемым, если есть контроль – то все изначально заложенное в трансляции, что шло к тебе отовсюду, исчезает и заменяется языком. Это такой подлог. Книга стала своего рода экспериментом: если в одной части собраны стихи, написанные “из живота”, то в другой – “из ума”, и они заметно отличаются. На все вещи человек сначала дает физическую реакцию, которую он пытается скрыть за какими-то мыслями, рассуждениями, за словами. Я люблю стихи, которые могут разорвать эту мыслительную надстройку и дотронуться до того изначального – физического, как самой верной первой реакции.
  
  - То, что ты живешь в Ульяновске, как-то повлияло на твою поэзию?
  
  - Думаю, да. На первый взгляд, кажется, что здесь все убаюкивает: и Волга, и архитектура, и бульвар Венец. Но ведь в этой тишине, в этом видимом спокойствии и происходит самое страшное, потому что хочется и дальше тишины, хочется отодвинуть от себя подальше все, что за ней. В этом молчании ты успеваешь услышать то самое- первородное – и не хочешь на него откликаться. Но за этой картинкой – самое интересное. Летом я запомнила такой момент. Было холодно, пасмурно, дул сильный ветер, а я стояла на берегу Волги, на бетонной плите, на которую катили большие волны. Как будто Волга хотела что-то сказать, но снова и снова разбивалась о бетон. И каждый раз волна только кусала бетон, и всегда он был ей не по зубам. И в этих волнах слышались голоса- чужие бабки, мужчины, бормочущие старики, плачущие дети. А когда волна попадала через плиту на берег, то на секунду застывала. как будто его фотографировала, и в этот момент берег напоминал палароидный снимок. Но для такого большого снимка нет альбома, и отпечаток насовсем исчезает в следующей волне. Зато для такого снимка есть стихотворение, в котором все эти голоса можно сохранить.
  
  Мы публикуем несколько стихотворений из вышедшей книги. О презентации издания в Ульяновске будет сообщено дополнительно.
  
  нетрог нетрог его, поле сытое
  трава идет с ним по локоток
  видно макушку – не слышно ног
  
  же море, же соль, жернова
  перемалывают ласточек на
  черное и белое
  нетрог же ласточек
  
  что ему делать
  с твоим лицом в окне
  если ты смотришь в комнату, а не вне
  если родился в этой, не стой в той стороне
  снег как замерзший свет
  крошится не на всех
  имени его нет – же море, же близко, же соль, жениться
  ему только с травой
  
  ***
  
  посадили меня на осла и везут, и везут и везувий становится ближе.
  соглашают они до конца меня, соглаша соглаша юсь быть выше для –
  для кого-то, может быть, ниже.
  
  ноги здесь мои не достают меня, и меня и меняют, считая неслышно.
  имени ни одного не скажу не лю не любимого, без которого я –
  без которого я бы выжил.
  
  мальчик, девочка, иди сюда, приходи подойди подойдите, седые детишки.
  вы таки такие же, как и я, и кричались вы в те дни в тени того дня –
  дня, когда я всех вас услышал.
  
  ***
  
  из всех других ты почему-то это яблоко спасал
  
  яблоки загодя будут истоптаны, под ноги бросят сочить,
  светом измятое рыбное яблоко в гавани станет входить,
  морем мироточить.
  лица уже сдобны, как на масленицу. в это стрелять или в то
  яблоко, что не стоит, а покатится. конница давит вино,
  нет на кресте никого.
  в снег оживают из мякоти косточки и заплывают за дно
  
  Для справки
  
  Гала Узрютова родилась в 1983 году в Ульяновске, окончила Ульяновский госуниверситет. Финалист российско-итальянской литературной премии «Радуга —2015», участник российско-немецкого проекта “Поэтическая диверсия”, дипломант Волошинского конкурса — 2014, лонглистер премии «Дебют» («Литература для детей», «Малая проза»). Пьесы становились победителями и были отмечены во всероссийских конкурсах “Любимовка”, Премьера.txt, Волошинский конкурс. Читки пьес были представлены в Театре.doc, Центре им. Мейерхольда. Стихи переводились на немецкий язык, проза — на итальянский.
  
  Премия Русского Гулливера учреждена в 2014 году Центром современной литературы, издательским проектом «Русский Гулливер» и мультимедийным журналом «Гвидеон».
  
  фото – “Русский Гулливер” (обложка Екатерины Перченковой)

Источник: Улград

Комментарии:

Популярное за неделю

22 апреля 2024 г. | Общество0

Правда или миф: зачем так дорого платить за духи

Оплата за духи: что входит в стоимость?

25 апреля 2024 г. | Общество0

Что нужно учитывать при оформлении микрозайма?

Как правильно пользоваться услугами МФО

Архив новостей: